Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Формирование гражданской идентичности на уроках гуманитарного цикла, а также во внеурочной (внеклассной) деятельности

пакет документов ЭП

Коллективный педагогический проект «Открытый урок по дисциплинам культурологического цикла, музейное занятие или культурно-досуговое событие».

Областной семинар «Формирование гражданской идентичности на уроках гуманитарного цикла, а также во внеурочной (внеклассной) деятельности»

(материалы из опыта работы МБОУ «Гимназия №1»

города Курчатова Курской области)

Е.Кондрашова, заместитель директора

по УВР «Гимназия №1» г. Курчатова

Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. В этой связи особенно важно обеспечить идеи формирования гражданской идентичности школьников в современной школе. 

Когда мы говорим о гражданской идентичности в контексте ФГОС, то подразумеваем общероссийскую гражданскую идентичность (в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания  основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба.

Может ли современная школа влиять на сознание ребёнка как гражданина Российского государства? Конечно, и может, и обязана.

Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится не только человеком семейным, но и общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений. Поэтому в нашей гимназии мы, планируя работу по учебной и внеучебной деятельности, ориентируемся на все возможные способы решения поставленной задачи – работать над формированием российской идентичности гражданина России.

Концепция воспитательной системы гимназии, в соответствии с Программой развития, выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию и самообразованию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, и, самое важное, - эффективным. Работая над методической темой «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании обучающихся в условиях введения ФГОС», гимназия использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на личностно ориентированном подходе.

Это отражается и в теме нашего образовательного учреждения по воспитательной работе «Формирование социокультурных компетенций и целостной картины мира через воспитание духовности, толерантности, гражданственности и патриотизма»

Традиционными для гимназии стали такие мероприятия, как военно-патриотические игры на каждой ступени образования: марш-парады, «Бородино», «Зарница» и другие.

Реализованные проекты патриотической направленности в 2016 году.

Тематическая декада Героя России (декабрь):

  • тематические классные часы, уроки мужества, посвященные истории праздника Дня героя России, Дня неизвестного солдата, памятным событиям героического прошлого ВОВ;

  • цикл радиопередач;

  • книжная выставка «Сердце России. Битва под Москвой»;

  • лекции-экскурсии к Дню героя России;

  • встреча с отцом Романом, настоятелем Успенского храма города Курчатова «О доблести и славе русских воинов»;

  • просмотр документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне,

  • выставка книг в библиотеке «Мужество рождается в бою»;

  • участие в городском митинге у мемориальной доски Героя Советского Союза Мишина;

  • спортивно-игровая программа «Готов к труду и обороне»;

  • патриотический проект 4А класса «Письмо Неизвестному солдату».

Месячник военно-патриотического воспитания «Во Славу Отцов и Отечества» (январь - февраль).

В 2013-14 гг. разработан проект « Музей Боевой славы МБОУ «Гимназия №1» – центр духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи в городе Курчатове», который стал победителем конкурса благотворительных проектов 2014 г. ОАО «НИАЭП» на территориях присутствия. Музей посвящён боевому пути 11-го Гвардейского танкового корпуса, участвующего в Курской битве, и стал победителем школьных Музеев в Курской области в 2015 году. Было организовано 25 поездок для обучающихся в Москву по местам Боевой Славы, а также состоялись встречи с Председаталем Совета Ветеранов гвардейского полка Кривега И.Я.

  Главная задача духовно-нравственного воспитания – это наполнить работу

учащихся интересной, разнообразной творческой деятельностью, развивающей

индивидуальные качества личности.  Главный результат данной задачи заключается в развитии нравственной ответственности личности, готовности к самореализации, саморазвитию и нравственному совершенствовании. Работа по духовно-нравственному воспитанию проводилась в соответствии с общешкольным планом внеклассной работы, планами классных руководителей, опираясь на ведущие направления, были проведены мероприятия, выбраны разнообразные формы и приемы работы:

Духовно-нравственное - благотворительные акции, эколого-краеведческие проекты;  конкурсы выразительного чтения стихов об осени, о зиме, о весне,  ко Дню победы; организация фотовыставок:, посещение музеев города и области; поэтический конкурс «Любимые строки», праздники, тематические классные часы.

Культурно-просветительское - конкурсы рисунков и газет к праздничным датам; выходы в театры и  в кинотеатры; проведены: Международный день школьных библиотек, Международный день поэзии, День славянской письменности и культуры, Неделя детской книги, конкурс на лучшего читателя в 1-4-х классах и на лучшего читателя библиотеки; участие в городских и областных конкурсах, викторины; школьные научно-практические конференции.

  За основу работы этого направления  взята программа «Духовно-нравственное воспитание школьников», а также реализация инновационных учебно-воспитательных проектов в рамках сотрудничества с центром духовно- нравственного воспитания «Преображение».

Учебные планы гимназии также отражают самую активную позицию педагогического коллектива в формировании гражданской идентичности обучающихся. На спецкурсах, элективных курсах осуществляется субъектно-ориентированный подход, помогающий заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития и другие, необходимые для становления самобытной личности, способной к социализации.

Спецкурсы и элективные курсы для обучающихся 8-11-х классов:

  • «Лексическое богатство русского языка»

  • «Культура речи. Языковые нормы»

  • «Край мой соловьиный»

  • «Основы военной службы»

  • «Права и ответственность ребёнка по российскому законодательству»

  •  "История XX века в лицах»

  • "Русская художественная культура»

  • "Проблемные вопросы истории России" и другие.

Внеурочная деятельность в начальной школе также представлена кружками и клубами, способными воспитывать патриотизм, гражданскую солидарность, любовь к труду и науке:

  • «Занимательная грамматика»

  • «Загадки русского языка»

  • «Клуб путешественников»

  • «Школа личностного роста»

  • «Путешествие в мир профессий» и другие.

Сегодня на семинаре мы ставим в центр внимания вопрос о формировании гражданской идентичности на уроках гуманитарного цикла. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма, т. е. гражданской идентичности. Большими потенциальными возможностями в воспитании российской идентичности обладает литература, это единственный предмет в школе, который обращен не только к уму человека, но, прежде всего, к сердцу. Молодое поколение стало меньше читать, литературе, как средству воспитания, не уделяется должного внимания. Вместе с тем литературные произведения не только наводят учащихся на размышления о жизни, не только формируют способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания мнений, взглядов, оценок. «Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. От произведения к произведению преподаватель имеет возможность показать учащимся, что героическое – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое, воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.

Русский  язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др.Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Увлечение гаджетами и мобильными телефонами привело к тому, что и взрослые, и дети перестали писать письма, подписывать открытки. Результаты этого мы наблюдаем постоянно. Задумываются ли наши дети о последствиях? Видят ли связь между личностным отношением к изучению русского языка и литературы и патриотизмом?

Конечно же, отвечать на эти вопросы нам, учителям, педагогам, осуществляющим планомерную работу по формированию российской идентичности школьников. Время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить. Наши дети растут и впитывают всё, что их окружает. Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли, успеть познакомить своих питомцев с богатством и разнообразием русского языка, успеть привить любовь к родной природе, родным местам, успеть показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова, успеть сформировать самые сокровенные качества личности - патриотизм и гражданственность, которые преобразуются в российскую идентичность.

04.10.2016г. в гимназии прошёл областной семинар по теме «Формирование гражданской идентичности на уроках гуманитарного цикла, а также во внеурочной (внеклассной) деятельности», слушателями которого столо более 40 учителей Курской области. В организации и проведении семинара приняли участие сотрудники Курского института развития образования: Бабакина М.В., Зимнева О.Н., Байбакова О.Ю. и другие.

Информационные ресурсы:

  1. Анализ концепции преподавания русского языка и литературы http://globalsib.com/

  2. Доклад на форуме "Формирование российской идентичности школьника на уроках русского языка и литературы" https://infourok.ru/

  3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 9 апреля 2016 года.

  4. Концепция ФГОС http://www.studfiles.ru/

  5. Сайт МБОУ «Гимназия №1» г.Курчатова http://www.kurch-gim1.ru/