Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Дисциплинарная ответственность обучающихся


Поступление в образовательное учреждение является правом каждого гражданина (статья 43 Конституции РФ, статья 5 и 10 Закона РФ «Об образовании»). Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (статья5о Закона РФ «Об образовании»).

Помимо прав на обучающихся возлагаются определенные обязанности. Одной из них является выполнение правил поведения в школе. Следствием неисполнения обязательных велений школьной администрации обучающимися является применение мер воспитательного характера или дисциплинарных мер взыскания.

Администрация образовательного учреждения наделена определенного рода полномочиями по отношению к обучающимся.

 

Цель и задачи дисциплинарного и воспитательного воздействия

Целью применения дисциплинарных мер воздействия является упорядочивание внутришкольных взаимоотношений, регламентации поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса. Помимо этого дисциплина признана способствовать умственному и физическому развитию ребенка, формированию положительных черт его личности. Содействовать усвоению им честных правил и нравственных норм, выработке добрых привычек.

Для достижения цели меры дисциплинарного и воспитательного характера решают следующие задачи:

- воспитание гражданственности;

- уважение прав и свобод других лиц;

- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся;

- формирование правового, позитивного поведения обучающегося;

- предупреждение совершения новых дисциплинарных проступков как самим обучающимся, так и другими учениками.

Нормативно – правовая основа применения мер дисциплинарного и воспитательного характера

Правовую основу дисциплинарной ответственности обучающегося в сфере образования составляют:

- международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. и др.);

- нормативно- правовые акты федерального уровня(Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,);

- локальные акты образовательного учреждения (Декларация прав обучающихся, Правила поведения обучающихся, Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся, Дисциплинарный устав, иные локальные акты образовательного учреждения).

 

Основания и условия наступления дисциплинарной ответственности

 

Дисциплина в образовательном учреждении – это строгое и точное соблюдение всеми обучающими порядка и правил, установленных законодательством , уставом, локальными актами и приказами руководителя образовательного учреждения, а также соблюдение положений письменного соглашения между администрацией образовательного учреждения и обучающимися, их родителями (законными представителями).

Дисциплинарный проступок обучающегося – это противоправное, виновное нарушение обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами образовательного учреждения.

Признаками дисциплинарного проступка являются:

- противоправность деяния (запрет совершать определенные деяния);

- виновность обучающегося (умысел или неосторожность);

- наказуемость деяния (возможность применения дисциплинарных взысканий);

- отсутствие признаков преступления либо административного правонарушения;

- достижение возраста наступления дисциплинарной ответственности (11 – 12 лет).

Выделяют 4 признака дисциплинарного проступка:

1) субъект;

2) субъективная сторона;

3) объект;

4) объективная сторона.

Субъект дисциплинарного проступка – обучающийся. Нарушивший порядок дисциплины в образовательном учреждении и не страдающий психическим расстройством, исключающим его вменяемость.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка – психическое отношение обучающегося к совершенному проступку и наступившим последствиям. Характеризуется виной (осознанием и пониманием совершенного деяния), мотивом и целью.

Объект проступка – то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется либо может быть причинен вред.

Объективная сторона состоит в нарушении установленного законодательством и локальными актами образовательного учреждения порядка поведения.

Только при наличии всех четырех признаков состава дисциплинарного проступка в совокупности возможно привлечь обучающегося к дисциплинарной ответственности.

 

Исключение из образовательного учреждения . Грубое нарушение Устава образовательного учреждения.

На сегодняшний день единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности является исключение из образовательного учреждения.

Дисциплинарное взыскание применяется в порядке, установленном уставом и правилами внутреннего распорядка учреждения после получения от учащегося письменного объяснения. Применение мер дисциплинарного взыскания к учащимся в период их каникул и освобождения от занятий по уважительной причине не допускается.

Пункт 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» и пункт 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении частично регламентирует процедуру применения крайней меры дисциплинарного характера в отношении обучающегося – исключение из образовательного учреждения.

Основанием для исключения служит совершение обучающимся, достигшим 15-летнего возраста, неоднократно грубого нарушения устава образовательного учреждения. Решение о

применении данной меры дисциплинарного характера принимает орган управления образовательным учреждением.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения должно применяться, если иные меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание ученика оказывает негативное влияние на других детей, нарушает права, свободы и законные интересы других учеников и педагогических работников, подрывает нормальную деятельность образовательного учреждения.

При решении вопроса об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, необходимо учитывать мнение родителей, а также получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К грубым нарушениям дисциплины может быть отнесено:

- распространение сведений, затрагивающих частную жизнь. Честь и достоинство других учащихся, педагогических работников и иных граждан;

- появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а равно потребление им наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков и других одурманивающих веществ;

- обращение предметов, запрещенных в обращении на территории образовательного учреждения ( оружие, патроны и др.);

- причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, учащимся или посетителям образовательного учреждения;

- угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников. посетителей образовательного учреждения;

- опоздание на урок без уважительной причины или самостоятельный уход с урока без разрешения педагогических работников;

- систематическое (более 2-3 раз) невыполнение домашнего задания без уважительной причины, а равно отказ от выполнения классного и иного самостоятельного задания в рамках образовательного процесса без уважительной причины;

- нарушение правил пожарной. санитарно-эпидемиологической безопасности. приведшие к негативным последствиям;

- недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении( нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся);

- организация незаконных митингов, шествий, пикетирование на территории образовательного учреждения;

- совершение в образовательном учреждении административных правонарушений или уголовных преступлений.

 

Процедура применения меры дисциплинарного взыскания

Администрация образовательного учреждения не может оставаться безразличной к нарушениям дисциплины.

Процессуальная часть дисциплинарной ответственности играет немаловажную роль в воспитании ребенка. Обнаружение виновного, предание гласности совершенного проступка. Рассмотрение дела в присутствии родителей, педагогов. Потерпевших – несомненно влияет на виновного ребенка, заставляет его более внимательно вникнуть в последствие произошедшего.

Вместе с тем такое рассмотрение успокоительно воздействует на других обучающихся, укрепляет в сознании принцип неотвратимости наказания – любой проступок неминуемо влечет «наказание».

Любое решение о применении дисциплинарной меры в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме правовым локальным актом руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует ознакомить виновного обучающегося и его родителей под роспись с вручением копии приказа.

Дисциплинарные и воспитательные меры взыскания должны применяться прежде всего ради достижения полезности. Чтобы другим неповадно было поступать аналогичным образом.

Сведения о дисциплинарном взыскании заносятся в личное дело обучающегося.