Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

«Уроки для родителей", или «Как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь»

Уважаемые родители!   

Вы, вероятно, согласитесь с утверждением, что для благополучной жиз­ни в 21 веке вашему ребенку, прежде всего, необходимо быть здоровым. Хо­рошее здоровье во все времена являлось величайшей ценностью, но толь­ко в последние годы было установлено, насколько тесно оно связано со здо­ровым образом жизни. Что могут сделать родители для того, чтобы их сын или дочь выбрали здоровый образ жизни? И можно ли сделать еще что-то, чего Вы еще не делаете?

«Уроки для родителей, или «Как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь» помогут вам. Проблема? А существует ли она?

 Возможно, вы считаете, что детей в начальной школе мало интересу­ют такие типично подростковые проблемы, как употребление табака и алкоголя. Вы не одиноки. Так думают многие. К сожалению, факты сви­детельствуют о другом. Дети уже в возрасте 7—10 лет сталкиваются с этими веществами в жизни и интересуются их действием.

Исследования показывают, что каж­дый третий пятиклассник пробовал пить, а каждый пятый пробовал ку­рить. У половины опрошенных пятиклассников курили друзья, каждый третий «испытывался на прочность»: друзья предлагали ему сигареты. Пятиклассники говорили, что впервые попробовали пиво, когда учились в начальной школе. Причем каждый десятый утверждал, что на него да­вили, предлагая попробовать очень настойчиво.

Уважаемые родители! У вас есть уникальная возможность предотвратить употребле­ние табака и алкоголя вашими детьми в дальнейшем. Это связано с не­сколькими причинами. Во-первых, вы, во всяком случае пока, — самые главные и самые авторитетные для ребенка люди. Во-вторых, успешно сформировать установку на сопротивление внешнему давлению проще, пока оно не сильное или его нет. В-третьих, именно вы можете открыто обсудить все связанные с подобным поведением опасности.

Что нужно знать о табаке и алкоголе ребенку? Что полезно знать родителям?

Выберите подходящий момент для разговора. Например: (1) вы вместе смотрите что-то относящееся к этой проблеме по телеви­зору; (2) в разговоре случайно всплыл вопрос об алкоголе или табаке; (3) кто-то рядом с вами курит; (4) вы готовитесь к встрече с друзьями; (5) ребенок рассказал вам об уроке по профилактике употребления та­бака или алкоголя.

Убедитесь, что информация, полученная ребенком, верная.

Опросы школьников обнаружили, что часто у детей нет объективной ин­формации, а то, что им известно, попросту неверно. Особенно часто это касается сведений, извлекаемых детьми из телепередач и фильмов.

Поговорите с ребенком о наиболее распространенных мифах о та­баке и алкоголе, развейте их.

Для того, чтобы вам было легче это сде­лать, используйте информацию «Мифы и фак­ты о табаке» и «Мифы и факты об алкоголе».

«Мифы и фак­ты о табаке»

 Мифы:                                                

· Все взрослые курят.

· Бросить курить легко.

· Курение - относительно безвредное занятие.

· Курение опасно только для того, кто курит.

Факты:

· По статистике курит меньшинство населения. В нашей стране 50% мужчин и 75% женщин не курят.

· Большинство курильщиков безуспешно стараются бросить…

· Курение - главный фактор риска многих заболеваний

· Курение опасно для тех, кто вдыхает чужой дым.

 

«Мифы и факты об алкоголе»

             Мифы:

· Алкоголь стимулирует, придает силы.

· Выпившие люди дружелюбны и общительны.

· Алкоголь не основная причина смертности среди молодежи.

· Алкоголь - пищевой продукт.

· Алкоголь помогает «прочищать мозги»

· Больше людей умирает от наркотиков, чем от алкоголя.

         Факты:

· Алкоголь угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма.

· Обычно напившиеся люди теряют над собой контроль, становятся агрессивными и злыми, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана со злоупотреблением алкоголем.

· Подростки и молодежь чаще всего погибают в результате несчастных случаев, связанных со злоупотреблением алкоголем или наркотиками.

· Алкоголь не переваривается в желудке как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг.

· Алкоголь нарушает нормальную работу головного мозга.

· По статистике от злоупотребления алкоголем умирает в несколько раз больше людей, чем от наркотиков.

 Ученые доказали, что если дети и подростки употребляют табак и ал­коголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попро­буют наркотики.

Между преждевременным началом половой жизни, изнасилования­ми, нежелательными беременностями, венерическими болезнями подро­стков и употреблением алкоголя существует взаимосвязь. Пьющие под­ростки чаще попадают в перечисленные ситуации.

 Исследования показали, что различные отклонения в поведении под­ростков редко встречаются в изолированном виде. Обычно употребление табака, алкоголя, наркотиков сопровождаются ложью, мелким воровством и хулиганством, прогулами занятий и плохой успеваемостью в школе.

Употребление табака и алкоголя — сложное, противоречивое явле­ние современной массовой культуры. С одной стороны, употребление этих веществ не запрещено, а иногда даже поощряется рекламой в коммер­ческих целях. С другой стороны, употребление табака является установ­ленным фактором риска возникновения сердечнососудистых и онколо­гических заболеваний, а употребление алкоголя — еще и причина мно­жества несчастных случаев и преступлений. Употребление табака и ал­коголя взрослыми людьми - их личное дело, употребление табака и алко­голя детьми и подростками — отклоняющееся поведение.

Продажа ал­коголя детям и подросткам запрещена по закону.

 Как поведение родителей влияет на ребенка?

Большинство людей употребляют алко­голь или курят так же, как это делали их родители, следовательно, вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Само по себе употребление алкоголя на глазах детей не оказывает на них вредно­го влияния. Однако специалисты советуют не пить при детях много. Де­монстрация того, что вы можете в зависимости от ситуации или вовсе не пить или пить умеренно, является хорошим примером, а вы сами являе­тесь положительной ролевой моделью.

Однако количество выпитого вами алкоголя или выкуренных сигарет далеко не все в вашем поведении, что замечает ребенок. Дети также ви­дят, почему вы пьете или курите, когда вы пьете, пьете ли вы, когда вы за рулем. Совмещаете ли вы с употреблением алкоголя плавание в реке, вождение машины, работу. То, как вы относитесь к связанным с этим опас­ностям, не остается незамеченным.

Иногда родители, которые не пьют и не курят, совершают ошибку, не обсуждая проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти ро­дители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единствен­ными образцами и ролевыми моделями для своих детей.

Одним из примеров здорового поведения и положительной ролевой модели для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь — не центр события. Наряду с алкогольными, предлагайте сво­им гостям безалкогольные напитки, никогда не заставляйте кого-либо пить, если он не хочет, убедитесь в том, что ваши подвыпившие гости не будут за рулем по дороге домой.

Особенно тяжелая ноша ложится на семьи, в которых один из родите­лей страдает алкоголизмом. Поступки больного алкоголизмом отца и ре­акция на его болезнь здоровой матери и наоборот формируют опасные для детей в будущем модели поведения. Существует несколько пра­вил, которых следует придерживаться в целях облегчения положения ребенка в такой семье:

• Не пытайтесь скрыть от детей проблему — заболевание супруга. Дети могут справиться с ситуацией лучше, если будут твердо знать, что один из родителей болен.

• Убедитесь в том, что ваши дети понимают, алкоголизм — это заболе­вание, как рак или диабет. В этом случае они могут возненавидеть бо­лезнь, но продолжать любить больного отца или мать.

• Узнайте побольше информации об алкоголизме сами, а затем пере­дайте ее детям. Понимание избавляет, хотя бы частично, от страха перед заболеванием.

• Посетите группу поддержки для семей или супругов алкоголиков, помогите своим детям найти такую же группу для детей, родители кото­рых страдают алкоголизмом.

• Убедитесь, что дети не чувствуют, что являются причиной болезни в целом или очередного запоя в частности.

• Постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствуют постоянство и предсказуемость окружающей среды.

Как помочь ребенком, у которого возникли проблемы? Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами?

Многих из нас воспитывали в уверенности, что злость и раздражение надо сдерживать, а страх или тревогу скрывать. Поэтому иногда родите­ли просто не знают, как реагировать на злость или раздражение ребенка, и поступают в соответствии с одной из следующих ролей.

Командир

Приказы, команды и угрозы — это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения ребенок должен уметь сдерживаться.

Моралист. Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует... Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.

Всезнайка. Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка.

Судья. Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель - доказать, что они всегда правы, а дети всегда неправы.

Критикан. Как Судья, Моралист или Всезнайка такой отец или мать хочет всегда быть правым. Его методы — это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.

Психолог. С наилучшими намерениями Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».

Утешитель. Родители-утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и стараются воспринимать его проблемы легко. Бесхитростные уговоры, претензии на то, что ничего особенного не произошло, даже если что-то на самом деле произошло, настаивание на том, что «чтобы не случилось, не стоит расстраиваться», — типичные способы их поведения.

 

Родители, даже если они и играют какую-то из этих ролей, конечно, не являются злоумышленниками. Они делают это из наилучших побуждений. Если вы узнали свои поступки в ком-то из выше описанных, постарайтесь измениться, следуя закономерностям и правилам эффективного общения.

 Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые от­кровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеж­дения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты?

При­нять — значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений. Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о кото­ром он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обыч­но теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, ана­лизируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дро­жащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыб­нитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смот­рите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ре­бенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстри­руйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Напри­мер, спросите; «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответствен­ность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимы­ми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поце­луи, объятия, слова «я тебя люблю!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые лю­бимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи также могут давать ребенку основу для положительной самооцен­ки, как и полные. Конечно при условии, что взаимоотношения с ребен­ком прочные и любящие.

 

Успехов вам в воспитании детей!